Творчество Казимира Малевича


Картина "Черный квадрат"

Подробнее

Картина "Красный квадрат"

                          Подробнее

Картина "Белое на белом"

                          Подробнеe

1913 

"Черный квадрат"

В 1913 году Малевич трудился над декорациями к опере "Победа над Солнцем", где вместо солнца взял черный квадрат. Такая замена символизировала то, что теперь художественному авангарду освещает дорогу созданное Малевичем направление под названием супрематизм. Последний подразумевал отказ от предметности и доминирование в живописи цвета. Так впервые у художника родилась идея картины с изображением черного квадрата.

Легенды о черном квадрате


1915

"Красный квадрат"

Картина «Красный квадрат», рожденная на свет автором в том же 1915 году, вызывала не меньше недоумений и разночтений. В преддверии революции одни видели в квадрате кровь, другие революционный флаг, а третьи сравнивали с огнем пылающей печи. Однако для самого автора появление красного квадрата вслед за черным стало новым открытием. Красный стал первым цветом, который вошел в его новую систему супрематизма после черного триптиха и открыл дорогу новым цветам.


1918

"Белое на белом"

В 1918 году Казимир Малевич переходит к так называемому белому супрематизму, символом которого становится белый квадрат. Чтобы реализовать свою идею, он вначале закрашивает одним белым оттенком холст, а затем на нем изображает немного другим оттенком повернутый квадрат. И так рождается композиция «Белое на белом». По словам самого творца, белое символизирует чистое действие, несет в себе мир (миростроение, является символом чистоты творчества человека).


"Нуль форм"



Малевич стал основоположником нового языка, новой азбуки: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству». До Малевича существовала другая азбука, придуманная Джотто в начале XIV века: перспектива, объём, эмоциональная выразительность. Казимир Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях. «Чёрный квадрат» – главный знак новой азбуки,  «нуль форм».

Квадрат – потому что это первоформа. Черный цвет – потому что он поглощает все цвета. Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы, но они тоже производные чёрного квадрата: круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

При создании нового языка, описании состояния “нуль форм” К.Малевич изобрёл слово “невесомость”.

Малевич вживлял свою азбуку в новую жизнь. Он проводил различные эксперименты, цель которых – доказать эстетические, медицинские, психологические, энергетические свойства цвета. Например, широко известен эксперимент с машинистками. Наборщиц текста располагали в комнатах-выгородках различных цветов. Наблюдая за дамами, Казимир Северинович мог до нескольких минут определить, когда у кого начнётся кашель, насморк, признаки депрессии в зависимости от нахождения в помещении, стены которого выкрашены в определённый цвет. Именно Малевич первым предложил заменить белые халаты на малахитовые, поскольку в ходе своих опытов пришёл к выводу, что белый давит на человека, воздействует на него угнетающе и усиливает боль. А малахитовый цвет способствуют быстрейшему выздоровлению пациентов. Ещё одно открытие Малевича мир до сих пор использует очень активно, даже не догадываясь, что каждый день прибегает к изобретению художника. Оранжевые куртки рабочих появились с подачи Казимира Севериновича. Яркий апельсиновый цвет как бы говорит: “Стоп! Внимание! Будьте осторожны!”

Основоположник супрематизма был не просто теоретиком. Манифест Малевича имел практическое воплощение. Гений личности проявился в его предвидении новой эпохи: завершилась эра индивидуального восприятия, пришло время индустриальной, массовой культуры. Изображенные на полотнах авангардиста мотивы перекочевали в декоративно-прикладное искусство. Очень быстро было налажено производство шкатулок, ковриков-гобеленов, шарфов, сумок с изображением квадратов, кругов, крестов в стиле Малевича. Ленинградский фарфоровый завод, ныне снова переименованный в Императорский выпустил коллекцию фарфоровой и фаянсовой посуды по формам Казимира Малевича. Это была революционная посуда, без “буржуазных” округлостей. Первый комплект чайника и полу-чашек сегодня хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.


У Казимира Севериновича было много учеников и последователей. Малевич по-отцовски опекал своих студентов. Когда в 1923 году выпускались его первые ученики, Казимир Северинович вместе с ними покидает Витебск и едет в Петроград: там вот-вот должен был открыться Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК). Директором назначат Казимира Малевича, но через несколько лет институт будет закрыт. 

Ученику и стороннику супрематизма Эль Лисицкому мир благодарен за революцию в книгопечатании. Он изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг, вдохновившись “Чёрным квадратом” и теорией супрематизма.

Тропа Малевича в живописи

"Лунная ночь"

Первая картина – "Лунная ночь". Написана  в технике масляной живописи в 16 лет.  На полотне размером аршин три четверти была изображена река с лодкой на берегу и отражающая лучами Луна. Один из друзей отнёс её в магазин, не спросив художника. Работа была достаточно быстро куплена за 5 рублей. Местонахождение первой картины Малевича неизвестно. 

"Джоконда"

У Малевича есть своя Джоконда. Даже две! Конотопская Джоконда – это одна из самых ранних работ и Композиция с Джокондой («Частичное затмение») 1914 года. 

Конотопская Джоконда

"В парке"

Художник вольно датировал свои картины. Многие его работы 1900—1910-х годов в 20-е годы уже были за границей, он воссоздал цикл «периода импрессионизма» и датировал произведения 1903—1906 годами. Таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами.  

В парке

"Корова и скрипка"

Считается одной из самых ярких и необычных его картин. Это некий протест и вызов времени: тогда литература и живопись должны были соответствовать определенным стандартам. Казимир Малевич считал, что нет ничего важнее свободы, выступал против стандартов и сочетал несочетаемые вещи. Его картина – насмешка над клише, она наполнена глубоким философским смыслом, призывает оглядываться не только на стандарты, но иметь и свое мировоззрение. Она была написана на обычной дощечке. В то время Малевич был стеснен в средствах и не мог купить дорогой холст. Он решил рисовать прямо на части деревянной полки. На ней даже видны отверстия для крепления.

"Точильщик"

Картина «Точильщик» объединяет кубизм и футуризм. Из кубизма было взято нагромождение похожих предметов. А футуристическая энергия – это мелькание деталей. Картина была создана в 1912 году. В 1920-ых годах картина побывала на Первой русской выставке, где ее купила художница из Нью-Йорка Катерина Дрейер и увезла в США. выставляется в художественной галерее Йельского университета.

"Супрематическая композиция"

Одно из самых дорогих произведений русского искусства. Это манифест художника о супрематизме, протест против натурализма. Каждая из фигур имеет свой смысл. Картина была вывезена в Берлин на выставку в 1927 году, передана художником на хранение Гуго Герингу. Нацисты пытались уничтожить произведения Малевича, но Геринг их спас. Потом было хождение от одного к другому владельцам. В 2018 году продана анонимному покупателю за 85.812.500 долларов. 

"Скачет красная конница"

Долгое время это была единственная абстрактная работа, которая признавалась деятелями советского искусства. И все потому, что на ней были изображены события Октябрьской революции. Точное время написания картины неизвестно, но предположительно она появилась между 1928 и 1932 годом. Между небом и землей, на просторах страны, охваченной революционными волнениями, несется красная конница. Кажется, что вся страна движется к своему коммунистическому будущему. Но сам Малевич писал, что у людей было множество вождей, часть из которых обещали материальные блага, другие духовные дары. Поверившие им сначала шли, потом бежали в надежде достигнуть всех этих благ, а их все нет и нет. Такое движение в надежде напоминает желание безумных людей, которые бегут к горизонту, надеясь добраться до края Земли.

"Портрет Натальи Андреевны Манченко"

После второго ареста по сфабрикованному о шпионаже делу художник в 30-е годы возвращается в реализм. Но в своей манере. Супрематизм не отрицал движения вперед, и такой шаг нельзя считать уступкой или движением назад. Появляется много реалистических портретов в духе Возрождения. одна из самых знаменитых работ этого периода – «Портрет Натальи Андреевны Манченко, жены художника».