"Черный квадрат" - не совсем квадрат
«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны не равны друг другу. И противоположные стороны не параллельны. Поэтому первым названием картины было “Четырёхугольник”, но прижилось и стало всемирно известным “Чёрный квадрат”.
"Черный квадрат" - не совсем черный
Химический анализ
показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость.
Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого
оттенка. Ещё Малевич примешал мел, чтобы убрать эффект глянца, присущий
масляным краскам.
Сколько квадратов написал Малевич?
Оригинал и три авторские копии “Чёрного квадрата” доступны для созерцания. Картины отличаются цветом, размером и энергетикой.
Первый «Чёрный квадрат» считается самым энергетически заряженным, создан в 1915 году, датирован Малевичем 1913 годом, выставляется в Третьяковской галерее.
Самый большой по размеру «Чёрный квадрат» был написан в 1923 года и хранится в Русском музее.
Самый чёрный, самый глухой по цвету и всепоглощающий хранится в Третьяковке.
Самая маленькая авторская копия, датированная 1930—1932 размером 53,5 х 53,5 см. экспонируется в Эрмитаже.
Живописная матрёшка
“Чёрный квадрат” сложнее, чем мы видим. В 2015 картину отвезли на рентген и под слоем черного нашли два эскиза других работ. Эти наброски дали странный цвет в трещинах: слишком толстый слой краски способствовал появлению кракелюров.
Первой на холсте была изображена кубофутуристичная картина, потом ее сменила другая работа: уже не кубофутуризм, но и еще не супрематизм. Условно её назвали протосупрематической. Интересно, что именно благодаря рентгеновским исследованиям стало ясно, что “Чёрный квадрат” висел вверх ногами.
Малевич оставил миру “живописную матрёшку”. С умыслом или случайно, но это позволяет в одной картине проследить путь художника от кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму.
Рождение шедевра
Существует несколько версий появления шедевра. Самая распространенная, поддерживаемая сторонниками позиции “так и ребёнок сможет”: художник не успевал написать работы к выставке, и в отчаянном порыве закрасил все черным цветом. Вошедший друг воскликнул «гениально», а Малевич потом накидал высоких смыслов сверху.
Но не может быть так просто у Малевича, теоретика и философа нового искусства. Почему написанную в 1915 году картину он датировал 1913 годом? Это отсыл к опере “Победа над Солнцем”, поставленной именно в 1913 году. Это был манифест футуристов, будетлян, оформленный Казимиром Малевичем. Создавая декорации ко 2 акту второго действия, художник закрасил лишние детали и получился пронзительный чёрный квадрат на белом фоне. Случайность? Но она сродни “Эврика!”